Что такое класс страхования водителя в ОСАГО и как его рассчитать

Что означает класс страхования ОСАГО

Класс обязательного страхования автогражданской ответственности характеризует отношения водителя и страховщиков.
Главным индикатором является количество аварийных ситуаций, в результате которых произошли страховые компенсации. При первичном обращении в страховую компанию начальный уровень определяется «3» классом.

Под него подпадают и водители, имеющие большой стаж, но до этого не оформлявшие ОСАГО. В исключительных случаях СК могут поставить более высокую категорию, но это не закреплено ни в каких правилах. Показатель классности не влияет на расчетную величину базовой стоимости страховой премии.

При ее определении учитываются сведения:

  • об автомобиле (виде, марке, мощности двигателя, сроке эксплуатации);
  • водителе (возрасте, периоде вождения, месте проживания);
  • страховой истории.

Отсутствие дорожно-транспортных происшествий в течение года повышает класс водителя. Страховое возмещение – понижает. Насколько именно происходит понижение – рассматривается по специальной таблице.

С классом страхования напрямую связан Коэффициент бонус-малус (Кбм). Каждому уровню присвоен свой индекс. При повышении класса он уменьшается на 5%. При понижении – повышается.

Знать свой Кбм полезно, так как от его величины зависит конечная цена обязательной автогражданской ответственности. Например, при Кбм = 0,5 базовый пакет будет стоить в 2 раза дешевле, а при Кбм = 2,3 – на 230% дороже.

Для этого потребуется ввести свои личные данные и номер водительского свидетельства.

До 2007 года Кбм, а значит, и класс были привязаны к автомобилю. Его замена вела к потере классности и снижению коэффициента, к удорожанию ОСАГО.

Теперь же Кбм будет иметь отношение к водителю, к его уровню водительского мастерства, безаварийной езде.

Нововведение позволяет избегать уловок, как со стороны водителей, так и страховщиков. Недобросовестные водители не смогут получать страховку по ОСАГО, сохраняя при этом класс и Кбм с помощью перехода в другую страховую компанию. СК не сумеют необоснованно поднять цену на страховку за счет изменения Кбм.

Как класс водителя формирует стоимость ОСАГО?

Класс водителя при оформлении страховки по ОСАГО играет ключевую роль в формировании стоимости услуги. Расчет цены производится на основании следующих данных:

  • Для каждого типа транспортного средства устанавливается свой тариф (автобусы, легковые автомобили, грузовой транспорт);
  • Для каждой марки и модели разрабатываются специальные тарифы с учетом частоты их попадания в ДТП;
  • Место проживания. В каждом регионе имеется своя статистика аварий — соответственно, коэффициент высчитывается на основании статистических данных;
  • Молодым водителям ставятся более высокие коэффициенты, более зрелым водителям — более низкие. В данную категорию также можно добавить водительский стаж, который часто напрямую зависит от возраста водителя;
  • История вождения. В зависимости от данного показателя, страховые службы высчитывают КБМ и определяют класс водителя.

Если со всеми параметрами есть некоторая ясность, то с водительскими классами страхования могут возникать вопросы. Итак, класс страхования ОСАГО — что это и в чем заключается его особенность?

Классы страхования для водителей

По системе ОСАГО определяют следующие классы: 0, М, 1, 2 … 13. В случае, если у водителя отсутствует история страхования, ему по умолчанию устанавливается коэффициент 1. Это означает, что при расчете стоимости учитываются все вышеперечисленные факторы, кроме последнего. С каждым годом водительского стажа без обращения в страховые службы за получением компенсации, водитель будет получать более высший класс. Также для каждого класса высчитывается соответствующий КБМ, который позволяет сокращать суммы ежегодных страховых взносов на 5%. Соответственно, для четвертого класса (фактическое обозначение — класс 2) устанавливается показатель 0.95, для пятого класса коэффициент через год становится 0.9 и т.д., по убывающей. В случае получения последнего класса, водителю предоставляется 50% скидка на стоимость страхового полиса.

Отметим, что за каждую страховую ситуацию (например, ДТП), цена страховки по ОСАГО повышается, а класс понижается. Минимально возможный М-класс у водителя предусматривает 145% цены страховки ОСАГО, поскольку сам коэффициент при таком классе достигает 2.45. Как правило, такой класс присуждается водителям, которые более четырех раз за год получали компенсации от страховой компании. Понижение суммы может быть только постепенным, в отличие от ситуации с повышением.

Что это значит?

Для того чтобы понять, что означает 3 класс водителя в ОСАГО, следует для начала разобрать сам термин «класс водителя» применяемый страховщиками. Класс водителя – величина, которую страховщики могут обозначать как буквой (например, М) так и цифрой (от 0 до 13). Самый минимальный класс водителя обозначается в обязательном страховании буквой М, в то время как максимально возможный класс обозначается цифрой 13.

КБМ же в свою очередь может как повысить, так и понизить стоимость этого страхового продукта. 3 класс водителя присваивается тем водителям, которые впервые страхуют свое авто или вписываются в договор обязательного страхования. При 3 классе водителю присваивают значение КБМ равное 1, то есть при таком КБМ итоговая стоимость страховки никак не меняется и страхователь платит полную стоимость страховки.

Если водитель в течение года не становиться виновником аварии ему присваивается четвертый класс и соответственно он получает скидку в размере 5% от итоговой стоимости полиса страхования. В таком случае водителю присваивается КБМ равный 0.95.

Подробнее о том, как устанавливается класс водителя для ОСАГО, читайте здесь.

Вывод

Класс страхования ОСАГО и КБМ определяют итоговую стоимость полиса. Чем больше переменная величина, тем меньше стоимость автогражданки. На величину коэффициента бонус-малус влияет не только стаж вождения, но и отсутствие ДТП. Класс страхования обновляется каждый год, он может понижаться и повышаться. Самый высокий класс — 13. Водителю высшего класса предоставляется скидка в размере 50% от итоговой стоимости автостраховки. При неверном расчете КБМ следует подать заявление на перепроверку результатов. Если страховщик откажется пересматривать неверные данные, нужно подавать жалобу в РСА и ЦБ РФ.

Определение класса

Для оценки своего класса, коэффициента и стоимости страховки на будущий год достаточно знать простое правило: отсутствие аварии означает повышение класса на одну ступень и снижение Кбм на 5%.

Понижение классности, скидки из-за страховых возмещений рассчитывается по таблице.

Например, как понизится уровень из-за 1 страховой выплаты:

  • «13» – до «7» класса;
  • «12», «11»,»10» – до «6»;
  • «9», «8» – до «5»;
  • «7», «6» – «4»;
  • «5» – до «3»;
  • «4» – до «2»;
  • «3», «2» – до 1»
  • «1», «0» – до «М».

Больше всех страдают водители, имеющие высокие категории: с 13 по 11. Классность опускается на 6-5 позиций.

Две аварии нивелируют водительский уровень:

  • «13 – 10» классы – до «3»;
  • «9 – 6» – до «2»»
  • «5 – 4» – «1»;
  • остальные – до «М».

При трех ДТП «1» класс сохраняется у 5 высших категорий: с «13 по 9» классы.

Четыре страховые выплаты означают штрафной уровень для всех.

При расчете стоимости ОСАГО выделяют 13 классов страхования. Когда у водителя отсутствует опыт вождения, то ему будет присвоен автоматически коэффициент 1. Это означает, что при дальнейшем расчете во внимание принимаются все факторы, исключая только водительский стаж. Ежегодно при последующем оформлении полиса и при условии того, что страховых выплат по вине водителя не было, коэффициент увеличивается.

Пример расчета КБМ по таблице

Для оценки своего класса, коэффициента и стоимости страховки на будущий год достаточно знать простое правило: отсутствие аварии означает повышение класса на одну ступень и снижение Кбм на 5%.

Понижение классности, скидки из-за страховых возмещений рассчитывается по таблице.

Например, как понизится уровень из-за 1 страховой выплаты:

  • «13» – до «7» класса;
  • «12», «11»,»10» – до «6»;
  • «9», «8» – до «5»;
  • «7», «6» – «4»;
  • «5» – до «3»;
  • «4» – до «2»;
  • «3», «2» – до 1»
  • «1», «0» – до «М».

Больше всех страдают водители, имеющие высокие категории: с 13 по 11. Классность опускается на 6-5 позиций.

Две аварии нивелируют водительский уровень:

  • «13 – 10» классы – до «3»;
  • «9 – 6» – до «2»»
  • «5 – 4» – «1»;
  • остальные – до «М».

При трех ДТП «1» класс сохраняется у 5 высших категорий: с «13 по 9» классы.

Четыре страховые выплаты означают штрафной уровень для всех.

Расчет коэффициента бонус-малус происходит по простому принципу согласования значений таблицы, когда берется значение на начало года и переносится на табличное значение по количеству фактических случаев аварий по вине застрахованного – такое значение и становится коэффициентом на следующий год.

Водитель страховался на протяжении шести лет, на 1-м году он получил класс 3 с Кбм 1, на втором году 4-й статус и далее, без случаев аварии дошел до девятого класса. На шестом году водитель попал в 1 ДТП по своей вине и откатился до 5-го класса. На следующем году произошло еще одно ДТП, и класс водителя снизился до 3-го. Следующий год водитель ездил без аварий, и его класс поднялся до 4-го и т.д.

В случае, когда к вождению авто имеют допуск несколько водителей, учет Кбм для ОСАГО будет производиться по классу самого неопытного из них.

Допуском располагают три человека, у первого из них 4 класс и кбм 0,95, второй на 8 классе и Кбм 0,75, третий же в последнее время несколько раз был замечен в аварийных ситуациях по своей вине – он имеет класс М и коэффициент 2,45.

Расчет ОСАГО для данного авто будет производиться по наименьшему ранжированию, и только смена статуса водителя с М на 1, с 1 на 2 и далее будет иметь значение.

При этом, если на следующий год выписать водителя класса М из числа располагающих правом управления авто, классификация будет проводиться по следующему водителю 4-го класса с сразу предоставляемой скидкой в 0,95 коэфф.

Класс водителя безотрывно связан только с ним самим и применяется только для машин с одним собственником в индивидуальном порядке.

В случае с установлением для авто неограниченного числа лиц, располагающих правом управления, определение скидки по ОСАГО будет происходить на основе данных о собственнике машины.

То есть, если собственник имеет класс 10, то на авто будет распространяться скидка по коэффициенту 0,65. При этом, любое ДТП, связанное с авто, повлияет именно на класс собственника по Кбм.

Т = ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КМ х КС х КП х КН

  • ТБ – определяется в качестве базового, установленного законом тарифа;
  • КТ – коэффициент, который применяется в рамках территории по месту регистрации авто;
  • КБМ – коэффициент в рамках безаварийной/аварийной езда (бонус-малус);
  • КВС – коэффициент, который определяется на основании категории возраста и значения стажа водителя;
  • КО – коэффициент, определение которого происходит в рамках статуса открытого полиса (наличие ограничений по страховке);
  • КМ – мощность двигателя авто в рамках общепринятых выражений в коэффициенте;
  • КС – период, в течение которого эксплуатируется авто в виде коэффициента;
  • КП – период страхования, выражающийся в специализированном коэффициенте;
  • КН – назначаемый за нарушения коэффициент.

То есть, скидку можно рассчитать, умножив базовый тариф на значение Кбм.

Но расчет класса водителя при попадании в аварию, где вы были виновником, работает иначе. Например, будучи в 3 категории, владелец транспортного средства всего при одной выплате переместится в 1 класс. Больше одной аварии – сразу класс М.

Самое сильное снижение происходит, если водитель достиг 13 класса. Первая же авария по его вине снижает категорию до 7. В результате размер скидки при оплате страховой премии снижается на 30%. Попадание в еще одну аварию снижает класс до 3, затем до 1, а потом до М.

В среднем, в зависимости от текущего КБМ, водитель при ДТП теряет 25-30% скидки. Когда страхуемое лицо имеет категории с 6 по 9, то за одну аварию в год снимается всего 3-4 класса, что равняется 15-20% скидки.

Что он дает?

Итоговая стоимость автогражданки сродни конструктору, так как она складывается из нескольких составляющих, одним из которых является КБМ (бонус-малус или коэффициент безаварийности). Но многие водители не имеют представления о том, что это такое и от чего зависит, хотя данный коэффициент способен снизить стоимость данного страхового продукта аж на 50%.

ВАЖНО: максимально возможна скидка по ОСАГО составляет 50% от стоимости данного страхового продукта.

Такую скидку водитель может получить, если проездил без аварий в которых он является виновником в течение 10 лет. Первоначально когда водитель оформляет свою первую автогражданку ему присваивается 3 класс и соответственно коэффициент бонус-малуса в данном случае будет равняться 1 (что означает водительский класс 5 в ОСАГО?).

Классы КМБ (бонус-малус или коэффициент безаварийности).

Ежегодно за безаварийность класс водителя повышается, а соответственно его скидка увеличивается на 5% ежегодно. Однако следует учитывать и то, что если водитель становится виновником ДТП его скидка сгорает, а класс уменьшается.

Если водитель часто попадает в аварии, то коэффициент бонус-малуса может стать повышающим, а следовательно и полис обязательного страхования в следующем периоде для такого водителя обойдется дороже. Становится абсолютно ясно, что в том случае, если водитель эксплуатирует свое ТС аккуратно и не становится виновником аварии, то соответственно ежегодно его классность повышается, а тем временем КБМ становиться все ниже.

Восстановление класса страхования

Для возвращения прежней категории, если она вызвана компенсационными издержками страховой компании, потребуется несколько лет безаварийной езды. Чем выше был класс водителя, тем больше времени потребуется для восстановления прежнего статуса.

Понижение уровня может быть следствием ошибки страховой компании при передаче данных в базу РСА или неточностью оператора. В таких случаях необходимо обратиться с письменным заявлением в СК или РСА для исправления ошибки.

Если такой сбой произошел при смене страховщика, то надо взять справку о классе и скидке у прежней компании. На ее основании будет рассчитан текущий Коэффициенте бонуса-малуса и определена классность.

При необходимости потребуется обратиться в Прокуратуру с заявлением и представить подробные доказательства неточности сведений, данных страховой компанией.

Такая ситуация объясняется условиями хранения данных в базе РСА: они обновляются каждый год. При отсутствии данных спустя 12 месяцев со дня заключения страхового договора они пропадают.

Досрочное расторжение договора также приводит к потере скидки. Новый полис будет учитывать класс и коэффициент на прежнем уровне, если за этот период не произошло страховых выплат. При их наличии, скидка будет учтена при заключении страхового соглашения.

Класс страхования ОСАГО рассчитывают страховые компании. Назначение категорий – определение стоимости полиса с помощью Коэффициента бонуса-малуса. Индекс связан с классностью в обратном порядке: чем выше класс, тем ниже коэффициент. На определение величины классности влияет количество страховых выплат: при их отсутствии она повышается, при наличии – понижается.

Особенности классов ОСАГО

Необходимо различать КБМ, что закрепляется за лицами, выступающими в качестве:

  • водителя – привязывается при страховании к конкретному гражданину, вне зависимости от того, каким автомобилем он управляет, с сохранением в случае смены машины; актуален для полисов, предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению;
  • владельца – устанавливается в отношении человека и на авто, при оформлении неограниченного полиса.

При первоначальном оформлении договора страхования автогражданки водителю присваивается первый класс с размером коэффициента 1, что не изменяет цену автогражданки.

Впоследствии ежегодно КБМ пересчитывается, учитывая аварийность, в результате чего водитель может получить скидку по ОСАГО.

В некоторых случаях коэффициент может обнулиться, что повлечет потерю заработанной скидки. Такая ситуация в страховании может объясняться:

  • перерывом в покупке страховки ОСАГО более 1 календарного года;
  • ошибкой представителя страховщика, вносящего изменения в электронную базу.

Если безаварийность водителя не учитывается в связи с ошибкой персонала СК, необходимо обратиться к страховщику с заявлением о необходимости учета КБМ при страховании и исправления данных, что были внесены в электронную базу.

Статья по теме: Экономия на покупке полиса ОСАГО

При возникновении спорной ситуации, проблема может быть разрешена с участием РСА.

Изменение коэффициента КБМ и проведение расчета данного показателя в страховании производится с учетом следующих принципов:

  • расчетная величина коэффициента при страховании сохраняется неизменной до истечения 12 месяцев с момента окончания срока действия предыдущей страховки ОСАГО, кроме ситуаций, что повлекли необходимость изменения по причине перерасчета данных по водителю, переданных страховой компанией в РСА для включения в базу;
  • при переходе со статуса водителя к владельцу КБМ обнуляется; для обратной ситуации скидка сохраняется в прежнем размере – если собственник смог обеспечить безаварийность для неограниченного полиса, справедливо оставить коэффициент в прежнем размере при ограниченной страховке;
  • если водитель ездит по неограниченному полису другого собственника, коэффициент при страховании рассчитывается только для владельца; если подобная ситуация сохраняется в течение года, показатель обнуляется; скидка сохранится, если за это время вписать водителя в любой ограниченный полис;
  • любые ситуации для машины автовладельца с неограниченной страховкой влияют на КБМ собственника;
  • если договор страхования ОСАГО расторгается досрочно, величина КБМ остается на исходном значении на начало года при отсутствии выплат за время действия полиса и корректируется по общим правилам, если произошли страховые случаи.

Как повысить класс автострахования, понять несложно. Если в течение календарного года аварий и ДТП с участием водителя или его авто (для неограниченной страховки) не произошло, страховщик при закрытии договора подает в базу РСА данные о повышении класса на одну позицию, что позволяет страхователю увеличить размер скидки на пять процентов.

Последующий класс при некотором количестве страховых выплат в течение года по автогражданке определяется с использованием специальной таблицы. Учитывая особенности расчета, для получения максимально возможной скидки в 50 процентов водителю потребуется обеспечить безаварийность езды в течение не менее 12 лет. При этом каждая допущенная авария отбрасывает его на несколько позиций назад, что повлечет соответствующее удорожание полиса.

Что такое коэффициент Бонус-Малус?

Для того чтобы получить 3 класс водителя, водителю следует первый раз оформить договор обязательного страхования либо быть вписанным впервые в полис обязательного страхования, который оформило другое лицо. Такой класс присваивается водителю когда он впервые страхует свою гражданскую ответственность.

Многие задаются вопросом как же так получается, что 3 класс водителя может быть присвоен как новичку, так и тому водителю, который страхует свое авто уже не первый год. Тут дело все в том, что если у водителя достаточно часто происходят аварии, то его классность может стать меньше 3, а соответственно и КБМ в данном случае у него будет повышающим, что приведет к увеличению стоимости его страховки.

Для того, чтобы снова получать и накапливать скидку, водителю следует в данном случае водить свое авто аккуратно в течение страхового периода и не становиться виновником ДТП.

СПРАВКА: максимально возможный КБМ равняется 2.45 и его получают водители с классностью обозначаемой буквой М.

Чтобы рассчитывать на получение бонусов, водителю следует ездить аккуратно и не попадать в ДТП по собственной вине. При любом обращении за выплатой этот фактор фиксируется в программе, и, как следствие, страховая история уже будет испорчена. Только при безаварийной езде можно получить льготы и сниженную стоимость за полис ОСАГО.

При оформлении страхового полиса автовладельцы уплачивают определённую сумму за оказание услуг по страхованию. Данная цифра не берётся с потолка: существуют специальные правила расчёта страховой премии. Они утверждены федеральными законами и указаниями Банка России.

При подсчёте используются различные коэффициенты. Один из них – коэффициент Бонус-Малуc (далее – КБМ). Критерий для его определения – это наличие или отсутствие страховых возмещений после дорожно-транспортных происшествий, которые произошли ранее. Данный показатель является очень важным и существенно влияет на расходы страхователя.

Правила расчёта КБМ

Как правильно рассчитать КБМ ОСАГО? Инструкцию для этого содержит Указание Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У. Коэффициент зависит от класса страхования, а также от количества страховых возмещений за прошедший период.

Считая количество страховых возмещений, принимаем все возмещения по одному случаю ДТП за одно.

Одно дорожно-транспортное происшествие может повлечь далеко не одно страховое возмещение. Их может быть несколько, что зависит от числа пострадавших по вине водителя лиц.

Коэффициент для водителя-новичка будет равен 1. В дальнейшем при заключении или продлении договора ОСАГО данная цифра будет постепенно уменьшаться, если по вине водителя ДТП не происходило. Если же зафиксированы факты ДТП с участием страхователя, то коэффициент будет расти. Максимальное его значение — 2,45.

Если по вине водителя произошло ДТП, то не стоит на следующий год бежать в другую страховую компанию. Данный факт всё равно выяснится, когда сотрудники будут проверять сведения о водителе по базе РСА.

Ну а как же тогда узнать свой КБМ человеку, который мало знаком с данной темой и имеет слабое представление о том, что же это такое?

Пожалуй самый распространенный способ это рассчитать скидку на ОСАГО и проверить свой КБМ на сайте РСА при помощи таблицы или специальной формы. Она довольно простая и разобраться в ней сможет любой.

Обратите внимание: Узнать онлайн свой класс водителя для ОСАГО в РСА и рассчитать скидку на страховку, Вы также можете с помощью калькулятора ОСАГО на нашем сайте.

Также можно попросить посчитать вам КБМ того, кто в этом разбирается и тогда, зная свой класс вы всегда будете ориентироваться, какой коэффициент безаварийности вас ожидает в следующем году.

Наверное большинство водителей задаются вопросом – как получить скидку на ОСАГО управляя ТС без ДТП? Верно, ведь данный коэффициент является как понижающим, так и повышающим. Следовательно, чем выше класс – тем ниже коэффициент и наоборот.

К примеру, у вас был 9 класс водителя, но тут случилось ДТП по вашей вине и пришлось обращаться за страховой выплатой, после чего ваш класс упал до 5. Чтобы вернуть классность по ОСАГО нужно также в течение несколько лет не попадать в ДТП по своей вине и тогда коэффициент будет восстановлен, а может и вовсе стать еще ниже.

Проверка класса водителя

Чтобы узнать присвоенный на текущем этапе водительский класс, необходимо обратиться в открытой базе РСА, размещенной на официальном сайте данной ассоциации.

Детальнее о том, как узнать класс водителя. Поиск в реестре производится на основе внесения следующих данных водителя:

  • ФИО, указанных полностью;
  • даты рождения;
  • реквизитов водительских прав.

После ввода этих сведений открывается полная страховая история указанного гражданина. Внесение изменений в эту базу, влияющих на данную классификацию, осуществляется непосредственно страховщиками в следующих ситуациях:

  • при первоначальном оформлении полиса ОСАГО;
  • при оформлении компенсационной страховой выплаты, с соответствующим снижением класса;
  • при закрытии договора;
  • в случае жалобы водителя, если оказались необоснованно не внесены изменения за прошедший период.

Водитель может самостоятельно рассчитать значение коэффициента, руководствуясь таблицей изменения КБМ, если учтет количество аварий, при которых он выступал в роли виновника. После этого останется сверить полученный результат со значением в базе РСА.

Регулярный контроль позволит своевременно определить, на каком этапе допущена ошибка, и исправить эту неточность. Но если длительное время правильность коэффициента не проверялась, разобраться в ситуации окажется сложнее.

Кроме страховой компании, обратиться можно с жалобой в прокуратуру или Роспотребнадзор, если обращение в СК или РСА не позволило добиться желаемого результата.

При подаче жалобы в прокуратуру, заявителю необходимо обеспечить указание следующей информации:

  • прав страхователя, которые оказались нарушены СК;
  • детального описания сути проблемы, с соответствующим документальным подтверждением;
  • требований, предъявляемых заявителем;
  • контактных данных.

Срок рассмотрения подобного заявления – в течение месяца. В результате чего будут приняты действенные меры по восстановлению нарушенных прав.

Как считается КБМ по ОСАГО в неограниченной и ограниченной страховке

1. Марка машины. Считается, что от конкретной модели зависит и степень ее безаварийности.2. Тип автотранспорта. От этого также будет зависеть степень риска.3. Регион оформления страховки. В каждом отдельном регионе страны имеются свои коэффициенты, которые зависят от количества транспортных происшествий на данной территории.

Где ДТП заявлено больше, там и коэффициенты будут выше, и, соответственно, стоимость ОСАГО получается большей.4. Стаж вождения. Чем опытнее автовладелец, тем и дешевле страховка у него получится, поскольку вероятность его попадания в ДТП становится ниже.5. Водительская история. Те водители, которые ни разу не попадали в аварии по своей вине, могут рассчитывать на более низкую стоимость страховки.

При обращении в страховую компанию расчет процентов они будут производить по специальной таблице. Последняя является общепринятой для всех организаций.

Всегда и везде существуют свои нюансы, которые следует знать. Если вы приобретаете неограниченную страховку, то коэффициент водителя для ОСАГО назначается только на собственника транспортного средства.

Что касается ОСАГО с ограниченным количеством лиц, то тут класс присваивается каждому водителю индивидуально. Если ранее, у кого-то из указанных лиц не было страховой истории ОСАГО, тогда ему будет назначен 3 класс.

Для того чтобы рассчитать класс водителя для ОСАГО, необходимо водительское удостоверение, которое и будет определять ваш стаж вождения. Если права были заменены всвязи с окончанием срока действия или по любым другим причинам, в новом ВУ будет информация о предыдущем удостоверении.

Следовательно, согласно данному законодательству, стаж начинается не с того момента как вы сели за руль, а с того момента когда вы получили права.

Почему необходимо сверять классы

Водителю при окончании срока действия очередного страхового полиса ОСАГО перед покупкой новой страховки не помешает сверить данные по коэффициенту безаварийности. Это связано с тем, что не исключена вероятность ошибки или неточности со стороны страховщика.

Статья по теме: Проверка на подлинность страхового полиса ОСАГО по единому реестру

По прошествии времени доказать свою правоту окажется сложнее. Поэтому необходимо сверить информацию по КБМ, внесенную в базу данных РСА, что позволит своевременно принять меры для исправления указанных сведений, если в этом возникнет необходимость.

Можно ли его потерять и как?

Потерять классность водитель может только в том случае, если водит свое авто неаккуратно и достаточно часто становиться виновником аварий на дороге. Естественно, что если в отчетном периоде водитель совершил большое количество ДТП его классность уменьшиться. Ведь страховой организации не выгодно оплачивать компенсацию вреда потерпевшему, который тот получил по вине застрахованного в данной страховой организации клиента.

Для аварийщиков предусмотрен максимальный КБМ равный 2.45, который может увеличить изначальную стоимость страхового продукта на 140 процентов. Для того чтобы поощрять аккуратное вождение и был введен коэффициент бонус-малуса. Согласитесь, что есть резон водить свое авто аккуратно в течение 10 лет для того чтобы потом иметь возможность купить полис со скидкой в 50%.

Неверный коэффициент, причины и способы восстановления

В ряде случаев возможна потеря скидки по коэффициенту бонус-малус, что приведёт к возврату на начальный уровень стоимости обязательного страхования.

Произойти данная ошибка может по разным причинам, наиболее распространенными из них являются следующие:

  1. Неправильное заполнение персональных данных в бланке страховки. Обычно причиной ошибки становится невнимательное заполнение со стороны автовладельца, однако в ряде случаев страховые компании специально заносят ложные сведения для обнуления скидки.
  2. Ошибка может произойти в результате сбоя в системе, в таком случае исправить коэффициент можно при обращении в страховую компанию.
  3. Также обнуление коэффициента может произойти в результате отсутствия обновления сведений в системе в течение последних 12 месяцев.

Для решения возникшей ситуации можно обратиться за помощью в страховую компанию, с которой был заключен договор. Ответственная организация, которая дорожит своей репутацией, постарается решить сложившуюся проблему. Если вам не повезло со страховой компанией, стоит обратиться в РСА.

Для этого для восстановления КБМ, самостоятельно заполните его, а затем отправьте в РСА через почтовое отделение. Ответ поступит автовладельцу в формате письма в течение месяца после формирования обращения.

Проверка КБМ на сайте Российского Союза Автостраховщиков

На портале Российского союза автостраховщиков можно найти все классы автовладельцев. Также эта информация есть и на других ресурсах в Сети.

• Ф. И. О.;• дата рождения;• номер ВУ.

В 2006 году был запущен официальный сайт Российского Союза Автостраховщиков, в котором состоят все страховщики на территории РФ.

Чтобы ответить на вопрос: «как узнать свой КБМ по ОСАГО на сайте РСА?», необходимо для начала зайти на данный сайт и перейти на вкладку «В помощь страхователю».

Перед вами будет точно такая же таблица, какая была представлена нами ранее. Стоит помнить о том, что при первом страховании вам был назначен 3 класс, который соответствует коэффициенту 1.

Чтобы узнать понижающий коэффициент по ОСАГО в 2019 году, необходимо заранее подсчитать стаж вождения, и сколько было обращений по страховому случаю в каждом году.

Рассмотрим на примере:

  • Стаж вождения 4 года;
  • Страховых обращений было 1 на первом году управления ТС.

Итак, когда вы только застраховались, у вас был класс 3. Так как вы обратились за страховой выплатой, то за первый год ваш класс упал до 1, коэффициент которого равен 1,55. Данный уровень сохранится и в следующем году. Если последующие два года будут безаварийными, то вы вернетесь на позицию, равную 3 классу.

Где его смотреть?

Любой водитель сейчас может проверить не только свой полис на подлинность, но и получить данные о своем классе и КБМ по базе РСА. До 01.01.2013 страхователь, который решил сменить страховую организацию не редко сталкивался с проблемой того, что в новой СК ему приходилось доказывать то, что в прошлом он не совершал аварий.

Чаще всего для того чтобы доказать свою безаварийную езду хватало предоставить в СК предыдущий договор страхования авто. Но, если такого документа у водителя не было, то ему нужно было обращать в прежнюю СК и брать подтверждающую справку. Ведь ранее не было единой базы данных по которой страховщики могли бы проверить прошлое водителя. Естественно, что если страховой агент верил страхователю на слово и присваивал более высокий коэффициент это было не выгодно страховой организации.

ВНИМАНИЕ: не следует забывать, что ответственность за предоставленную страховщику информацию несет страхователь, а не страховой агент.

И нередки были ситуации когда страхователи предоставляли неверную информацию о собственной безаварийности, что влекло за собой отказ в выплате компенсации в случае, если данный клиент становился виновником ДТП, а страховая выясняла, что в прошлом у данного клиента также имелись страховые случаи. Плюс к этому при заключении следующего договора страхования стоимость данного страхового продукта увеличивалась в 1.5 раза, за предоставление ложной информации.

Но с 01.01.2013 все изменилось теперь подтвердить классность вождения стало и сложнее и проще одновременно. На сегодняшний день существует один вид проверки классности водителя. Проверить классность водителя страховщик может двумя путями:

  • Первый вариант проверки классности без смены СК. В данном случае все достаточно просто. Автолюбитель, который собирается сделать пролонгацию действующего договора обязательного страхования приходит в свою СК, где страховщик может проверить класс данного водителя по своей внутренней базе. После проверки водителю присваивается новый класс и с ним заключается новый договор. Однако действующее законодательство предписывает всем страховщикам при оформлении договора сверять данные с базой РСА.
  • Второй вариант со сменой СК. Если водитель решил поменять страховую организацию, то новый страховщик будет проверять его историю вождения по единой базе РСА.

На сайте РСА страховщик вводит следующую информацию:

  1. ФИО.
  2. Дату рождения водителя.
  3. Серию и номер его прав.

После этого программа выдает информацию о классности и КБМ данного водителя (подробнее об определении класса полиса ОСАГО онлайн в базе РСА читайте тут).

Однако данный способ не дает 100% гарантии того, что все скидки причитающиеся данному водителю отобразятся. Бывает это происходит из-за сбоев в программе или, если в базу были внесены неправильные данные. Даже, если ошибочно был введен лишь 1 символ, программа не найдет такого водителя у себя в базе.

ВАЖНО: по данной базе проверяется каждый водитель, который вписывается в договор страхования.

Ошибка может произойти, если договор с вашими данными просто еще не дошел до базы. Произойти такое может, если агент по страхованию еще не сдал в СК оформленный с вами договор или же полис был утерян в СК.

Также причиной потери КБМ, а соответственно и класса водителя может стать приобретение фальшивого полиса, конечно же в таком случае ваши данные никто в базу данных не занесет, а соответственно и скидку за период в течение которого вы ездили по фальшивому полису вам никто не предоставит.

Еще одной причиной по которой в базе РСА страховщик может не обнаружить информацию о причитающейся скидке может стать невнимательность при которой страховой агент не учел срок окончания предыдущего договора страхования. Например, если полис заканчивает свое действие 14.02.2015, то проверять нужно 15.02.2015. Ну и конечно ошибка может быть из-за несовершенства самой базы данных.

Существующие классы водителей по обязательному страхованию

Расчет класса в ОСАГО требует только знать текущий КБМ и количество выплат в этом году. Всего существует 15 классов:

  • М – самый низкий из всех возможных, повышает страховую премию практически в 1,5 раза;
  • 0 – дает коэффициент 2,3 к страховой премии;
  • 1 – коэффициент составляет всего 1,55;
  • 2 – коэффициент 1,4, поэтому водитель такого класса все еще платит больше тех, что получают полис в первый раз;
  • 3 – коэффициент 1, в результате платится полный размер страховой премии без каких-либо изменений;
  • 4 по 13 – постепенное снижение коэффициента на 0,5 в год, пока он не достигнет размера 0,5.

Максимальный 13 класс дает 50% скидки от размера страховой премии.

Чтобы рассчитать класс водителя, достаточно знать количество страховых случаев в этом году, где вы были виновником ДТП. Все водители начинают с 3 класса и платят полный размер премии. Если они за год не стали виновниками ДТП, то в следующий раз к ним будет применяться коэффициент 0,95.

Повышение классов всегда идет по порядку. То есть водитель 3 класса не может сразу перейти в 5, 6 или далее. Он может только перейти в 4 категорию

Но расчет класса водителя при попадании в аварию, где вы были виновником, работает иначе. Например, будучи в 3 категории, владелец транспортного средства всего при одной выплате переместится в 1 класс. Больше одной аварии – сразу класс М.

Самое сильное снижение происходит, если водитель достиг 13 класса. Первая же авария по его вине снижает категорию до 7. В результате размер скидки при оплате страховой премии снижается на 30%. Попадание в еще одну аварию снижает класс до 3, затем до 1, а потом до М.

В среднем, в зависимости от текущего КБМ, водитель при ДТП теряет 25-30% скидки. Когда страхуемое лицо имеет категории с 6 по 9, то за одну аварию в год снимается всего 3-4 класса, что равняется 15-20% скидки.

Система ОСАГО включает в себя определенный перечень классов, имеющих свое собственное значение. Начинаются они с минимального значения «М» и заканчивая последним классом — 13. Если у водителя отсутствует история страхования как таковая, то ему будет присвоено значение 1, т.е. коэффициент по умолчанию. Это означает, что в расчет стоимости ОСАГО будут включены все пункты, кроме истории вождения, ведь она практически отсутствует.

Примечательно, что при уменьшении обращений в страховую компанию за выплатами, в течение года, водителю присваивается более высокий страховой класс. Кроме того, для каждого класса водителей высчитывается значение КБМ, позволяющее снизить ежегодные взносы по страховке на 5%. Человек, который получает последний страховой класс — 13, имеет право рассчитывать на уплату половины фактической стоимости полиса ОСАГО.

Данная информация не является закрытой, поэтому её можно узнать, посетив соответствующие сайты в интернете. К примеру, есть сайт Российского союза автостраховщиков — autoins.ru. В соответствующих графах нужно ввести персональные данные человека (фамилию, имя и отчество), дату рождения, а также персональный номер водительского удостоверения.

Подобные информационные базы есть в наличии у всех страховых компаний, предоставляющих услуги оформления полиса ОСАГО. Процесс заполнения этих баз происходит следующим образом:

  • Когда оформляется первый полис ОСАГО, все данные водителя заносятся на сайт страховщиков.
  • Если клиент впоследствии обращается в компанию за выплатой, то данные корректируются. В базу вносится информация о характере повреждений автомобиля, а также сумма страховой выплаты.
  • При обращении человека в другую компанию, предоставляющую страхование по ОСАГО, информация о нем сохраняется в единой базе. Фирма, на основании номера водительского удостоверения, может посмотреть всю предшествующую страховую историю человека.

Немаловажным показателем в расчете итоговой стоимости ОСАГО, является коэффициент КБМ. Рассмотрим его подробнее.

Каждый водитель может лично проверить информацию о своем классе на соответствующем сайте. Это нужно делать во избежание некоторых ошибок, которые может совершить страхования компания по причине технического сбоя или иным. Ежедневно проверять данную информацию не нужно, достаточно лишь один раз в год при продлении страхового договора.

Подобные неточности, в основном, возникают при смене компании, осуществляющей страховку по ОСАГО. Если сотрудник компании возникшие поправки в базу, то проблема исчерпана. Однако, если вам отказали в данном праве, то следует обратиться в органы Прокуратуры с соответствующим заявлением.

Оно должно содержать:

  • Сама суть претензии, т.е. перечисление тех прав, которые нарушила компания.
  • Подробное описание сложившихся обстоятельств.
  • Просьба о принятии мер в отношении компании-страховщика, а также в возбуждении дела в отношении данных лиц.
  • Свои персональные данные и контактные телефоны.

Данное заявление будет рассмотрено в течение месяца с момента обращения. После того, как в дело подключается Прокуратура, компания осуществляет все законные требования водителя.

Что касается того, как онлайн определить класс водителя для ОСАГО, то это также можно сделать с помощью сайта РСА. Чтобы рассчитать КБМ для ОСАГО онлайн по базе РСА, перейдите по этой ссылке. В открывшемся окне необходимо ввести такие данные:

  • Собственник ТС (опция расчета КБМ доступна как для физических лиц, так и для юридических);
  • Формат договора (ограниченный или без ограничений количества допущенных к управлению водителей);
  • ФИО, дата рождения водителя;
  • Серия и номер водительского удостоверения;
  • Дату начала действия договора ОСАГО.

Заполните все поля, введите проверочный код и нажмите на кнопку «Поиск». Если все данные были занесены правильно, то сайт произведет онлайн расчет коэффициента КБМ для ОСАГО по базе РСА, выдав в результатах Ваш класс водителя и таблицу, в которой будут указаны необходимые коэффициенты для расчета стоимости ОСАГО в 2019 году.

Страхователи же в свою очередь при оформлении полиса осуществляют проверку КБМ водителя по базе АИС РСА для ОСАГО. К сожалению, в данную систему могут вступать исключительно страховые компании. Для обычных людей на данном сайте отсутствует возможность пройти регистрацию.

Из года в год вы оформляете свою страховку и цена на нее всегда одна и та же, даже немного дешевле из-за безаварийной езды. Однажды приходя в очередной раз покупать полис, цена стала значительно больше, хотя повода для повышения стоимости явно нет.

Для начала стоит выяснить, в чем же причина. И тут вам сообщают, что все верно и начинают перечислять коэффициенты. Однако тут-то и выясняется, что проблема была заложена изначально в КБМ, то есть коэффициент вам рассчитали больше, чем он должен быть.

Возможные причины неправильного расчета:

  • В базе РСА имеется информация обо всех полисах. Однако если вы пришли оформлять ОСАГО с новым водительским удостоверением, отсюда следует что и коэффициент был завышен. Для его восстановления следует сделать запрос по номеру и серии предыдущего ВУ. Если информация подтвердится, тогда при оформлении полиса в особых отметках будет указана данная информация. Но вообще следует знать, что если вы поменяли права, их данные необходимо передавать в страховую компанию при помощи письменного заявления.
  • Все операторы – живые люди. И возможно при внесении ваших данных была допущена ошибка при указании ФИО, даты рождения или другой информации.
  • До 01.01.2013 года коэффициент рассчитывался на основании предыдущего полиса. На сегодняшний день если водитель имеет свой автомобиль и вписан параллельно в страховку другого лица, где класс будет ниже, то на основании переданных данных, этому водителю будет присвоен максимальный коэффициент.
  • Страховая компания стала банкротом и, как правило, данные просто не внесли в базу данных. Следовательно, информации о вас нет вообще.

Для того чтобы произвести корректировку КБМ водителя по ОСАГО раньше требовалась справка по форме №4 о безубыточной езде. Однако данные правила были действительны лишь до 1 июля 2014 года.

С 1 июля 2014 года в силу вступили поправки Федерального Закона от 01.07.2011 года № 170 – ФЗ, которые гласят, что все данные вносятся в единую систему РСА, а при оформлении ОСАГО должна проводиться обязательная сверка информации.

Как узнать класс водителя при ОСАГО

Данная информация не является закрытой, поэтому её можно узнать, посетив соответствующие сайты в интернете. К примеру, есть сайт Российского союза автостраховщиков — autoins.ru. В соответствующих графах нужно ввести персональные данные человека (фамилию, имя и отчество), дату рождения, а также персональный номер водительского удостоверения. Далее откроется вся информация на определенного водителя, содержащая его страховую историю. Данный сайт позволяет узнать информацию о любом водителе, вне зависимости от сроков его страхования, а также компании, осуществляющей данную страховку.

Общая информационная база полезна не только водителям, но и страховым фирмам. Первые могут ознакомиться со всей информации, даже в случае переоформления страхового полиса, а компании могут найти данные на каждого водителя, даже если он сменил страховую фирму.

Подобные информационные базы есть в наличии у всех страховых компаний, предоставляющих услуги оформления полиса ОСАГО. Процесс заполнения этих баз происходит следующим образом:

  • Когда оформляется первый полис ОСАГО, все данные водителя заносятся на сайт страховщиков.
  • Если клиент впоследствии обращается в компанию за выплатой, то данные корректируются. В базу вносится информация о характере повреждений автомобиля, а также сумма страховой выплаты.
  • При обращении человека в другую компанию, предоставляющую страхование по ОСАГО, информация о нем сохраняется в единой базе. Фирма, на основании номера водительского удостоверения, может посмотреть всю предшествующую страховую историю человека.

Немаловажным показателем в расчете итоговой стоимости ОСАГО, является коэффициент КБМ. Рассмотрим его подробнее.

Подборка для Вас!

Скачайте в надежное место бланки и образцы документов для автолюбителей.

Что такое КБМ и как его узнать

Правила расчёта КБМ

Для водителя очень важно знать свой КБМ, чтобы избежать обмана при подсчёте страховой премии. Это нужно также для того, чтобы спланировать свои финансовые расходы. Существует несколько способов, с помощью которых можно узнать свой КБМ.

Способ 1. Проверка КБМ по базе РСА. Для этого нужно зайти на сайт РСА. Далее потребуется заполнить определённые поля с данными:

  • фамилия, имя, отчество водителя;
  • дата его рождения;
  • сведения о водительском удостоверении;
  • дата заключения договора ОСАГО.

Информационная система даст ответ на запрос практически сразу.

Способ 2. Узнать коэффициент можно также при оформлении полиса обязательного страхования. В документе указывается класс страхования на начало страхового периода и соответствующий ему КБМ. Обязательно нужно сопоставить данную цифру с действовавшей ранее. Если у вас не случалось ДТП, а цифра осталось той же или повысилась, есть повод насторожиться.

Способ 3. Самостоятельное определение коэффициента. С этой цели обращаемся к Указанию Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У, а именно к приложению 2. Данное указание несложно найти в Интернете, и по таблице вычислить свой коэффициент. Последовательность действий такова:

  1. В страховом полисе смотрим свой класс страхования на начало страхового периода (год).
  2. Ищем столбец, где указано число страховых возмещений за год, и, исходя из этого, определяем класс страхования на конец года.
  3. Возвращаемся к первому столбцу и ищем ныне действующий класс страхования. Цифра, указанная напротив него, — это и есть ваш новый КБМ (на следующий год).

Что делать, если ДТП всё-таки произошло и КБМ повысился? Можно ли восстановить прежний и как много времени это займёт?

КБМ определяется каждый год при заключении договора страхования. Класс водителя определяется на начало годового срока и в конце года. Это означает, что прежний коэффициент восстановить можно. Однако при наличии даже одной аварии для этого потребуется время (2 года и более). Это объясняется тем, что понижение класса происходит достаточно резко (как правило, на 2 и более класса за одно ДТП).

Класс конкретного водителя это буквенное обозначения КБМ. Стоит отметить, что данный коэффициент является единственным методом, что уменьшить размер страховых выплат.

Коэффициент КБМ, в былые времена, мог быть использован только для конкретного транспортного средства, в случае продажи которого, данное значение обнулялось. Соответственно, и скидка на страховые выплаты тоже. При подобном развитии событий, человек, приобретя новый автомобиль, должен был заново собирать баллы и повышать свой класс. Данная методика поменялась. Теперь, коэффициент КБМ присваивается непосредственно самому человеку, а не его транспортному средству.

Чтобы узнать свой КБМ, нужно зайти на сайт РСА, где находится общая база водителей. Как описывалось ранее, нужно ввести определенные данные конкретного водителя, чтобы узнать всю его страховую историю. Далее можно вычислить значение КБМ самостоятельно, на основании появившихся данных и специальной таблицы.

Вообще, вычисления производятся следующим образом:

  • Первое получение полиса ОСАГО присваивает водителю 3 страховой класс.
  • Если человек, в течение всего года, не побывал ни в одном ДТП, т.е. не обращался в компанию за страховыми выплатами, то на следующий год его класс будет повышен. При одном обращении за выплатами — класс его останется таким же. При двух и более — его класс будет уменьшен до значения M.
  • При переходе с 3 класса на 4, коэффициент КБМ будет снижен с 1 до 0,95.

Система страхования по ОСАГО предполагает наличие своеобразного поощрения для тех, кто правильно ведет себя на дорогах. При достаточно высоком водительском стаже, при условии правильной езды, водитель вправе рассчитывать на 50% скидку на оформление полиса ОСАГО.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]