Знакомимся с понятиями: что такое класс бонуса-малуса в ОСАГО

Основная задача водителей, получающих страховой полис, выяснить, как применяется КМБ при неограниченной страховке (коэффициент бонус-малус), и как это использовать, какие действия предпринять при оформлении страхового полиса ОСАГО.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 938-81-90 (Москва)

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

8 (800) 301-79-36 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Не каждый водитель может правильно ответить на вопрос о том, что такое КБМ классы. Знать такие подробности выгодно, при оформлении полиса можно получить дополнительную скидку.

Каждому автовладельцу, вместе со стандартным пакетом документов к машине, необходимо иметь при себе полис автогражданского страхования – ОСАГО. Он является обязательным.

Благодаря полису ОСАГО, обеспечивается защита всех участников дорожного движения от ущерба. В случае ДТП виновная сторона возмещает ущерб пострадавшей за счет страховки.

Полученные деньги можно потратить на восстановление авто и на выздоровление, если в результате аварии был причинен вред здоровью.

Что такое КБМ в страховке ОСАГО

Это система страховых коэффициентов, определяющих цену полиса в зависимости от истории страховых случаев. Название «бонус-малус» произошло от латинских слов bonus и malus, означающих «хороший» и «плохой». Цель КБМ — повысить заинтересованность участников дорожного движения в аккуратном вождении. Безаварийным водителям положена скидка, виновникам ДТП страховка обойдется дороже.

В РФ КБМ внедрен в 2003. Автоматизированная система появилась в 2012 (данные о всех заключенных договорах ОСАГО поступают в течение 1-3 дней). Теперь при переходе в другую страховую не требуется справка о безаварийном вождении. Страховщик самостоятельно запрашивает данные в РСА при оформлении полиса.

Кто и когда имеет право на скидку?

Присвоение КБМ осуществляют на основании информации об аварийности, которая содержится в предыдущих договорах ОСАГО, закончившихся год назад. Если страховая история отсутствует, тогда коэффициент принимают за единицу.

Класс водителя (владельца машины) рассчитывают в период действия годового полиса один раз. Это означает, что если есть выплаты по вине собственника машины, тогда его КБМ повысят при оформлении следующего договора. При заключении нового полиса скидка за внимательную езду будет учтена лишь в том случае, если срок действия предыдущего документа истек не больше года назад. При этом на величину коэффициента бонус-малус не влияет период эксплуатации транспортного средства.

Иногда согласно полису к управлению машиной допускается ограниченное число лиц. В этом случае водителя, который претендует на скидку, необходимо вписать в страховку в тот день, когда документ вступает в силу. Если водителя добавляют в ОСАГО уже после подписания договора, тогда КБМ за неполный год в следующем году не учитывается.

Скидка за внимательную езду сохраняется при смене фирмы-страховщика, а также при продлении срока действия полиса в компании. Владелец автомобиля имеет право получить бонус в том случае, если к моменту вступления в силу новой страховки термин действия предыдущего полиса ОСАГО истек.

Как определить коэффициент Бонус-Малус

Свой КБМ определить легко. Достаточно взять актуальную таблицу значений (последний изменения внесены 1.04.2020) и действующий или истекший полис ОСАГО.

Без ДТП и аварий

Самый простой способ определения КБМ. Таблица не нужна. Берем полис, напротив своей фамилии или в пункте 7 находим свой КБМ и вычитаем из указанного значения 0,5.

После ДТП

Если водитель признан виновником ДТП, то на КБМ повлияет количество инцидентов в течение страхового года (с 1-го апреля по 31-ое марта). Для определения КБМ в таблице ищем свой класс (указан в полисе напротив фамилии или в пункте 7). В графе с количеством аварий выбираем подходящее число. На пересечении будет искомое значение.

Где в полисе ОСАГО указан КБМ?

Законодательством не предусмотрено обязательное указание применяемого коэффициента бонус-малус в полисах ОСАГО. Но порой страховые организации издают внутренние приказы, в которых обязывают сотрудников напротив фамилии каждого собственника транспорта указывать имеющийся коэффициент. Особенно это часто делают в том случае, если к управлению машиной допущено большое количество лиц. Информация вписывается в графу «Особые отметки».

Надо заметить, что КБМ водителя, расчетный КБМ обязательно указываются при оформлении заявления на страхование, которое заполняется с целью заключения либо продления полиса ОСАГО.

Расчет КБМ при неограниченной страховке

При ограниченной страховке учитывается КБМ всех допущенных водителей. Для расчета стоимости полиса применяется КБМ водителя с наихудшим классом страхования. Например, в полис планируют вписать водителей 5-го класса (КБМ 0,9) и 2-го класса (КБМ 1,4). Для расчета берут значение 1,4.

При страховании без ограничений, то класс в рамках системы КБМ присваивается только собственнику автомобиля. Класс определяется по последнему истекшему договору страхования. Если любой водитель, севший за руль указанного в полисе автомобиля, станет виновником ДТП, КБМ владельца ухудшится.

Если предыдущий полис был без ограничений, а новая страховка с ограничениями, то при отсутствии выплат за предыдущий год страховщик обязан присвоить понижающий КБМ. Но только при условии, что владелец и страхователь совпадают.

Главные аспекты

Союзом автостраховщиков России был введен коэффициент – КБМ, который необходим при расчете стоимости полиса с учетом тех аварий, в которые попадал водитель.

С учетом того, что стоимость ОСАГО регулярно повышается, коэффициент КБМ позволяет многим водителям не разориться на страховке.

При условии, что водитель не попадал в серьезные аварии, стоимость страховки может быть снижена вплоть до 50%.

Обратная сторона заключается в том, что водители, которые попали в аварию, и выплатили за счет страховой компании ущерб, платят в 2,5 раза больше, с учетом КБМ при переходе с неограниченной на ограниченную страховку.

Что это такое

КБМ – это коэффициент, начисляемый водителю за езду без аварий. Данный показатель является определяющим при расчете стоимости полиса ОСАГО.

В действие коэффициент был введен в 2003 году и активно применяется по сей день всеми страховыми компаниями.

Существует два вида КБМ – повышающий, который начисляется при наличии аварий, и понижающий – снижает стоимость полиса при отсутствии аварий.

Коэффициент сохраняется даже в том случае, если водитель переходит в другую страховую компанию.

Стоимость полиса ОСАГО складывается из единого (базового) тарифа, который в дальнейшем может быть увеличен, либо уменьшен.

Базовый тариф зависит от нескольких факторов:

  1. Мощность транспортного средства.
  2. Водительский стаж.
  3. Возраст водителя.
  4. Регион проживания.

Страховщики призывают водителей избегать аварий, по той причине, что в ином случае коэффициент бонус-малус будет повышаться. Так, водитель может оформить полис ОСАГО по скидке, если проездит год без аварий.

Зачем он нужен

Большинство водителей хотят знать, полагается ли скидка по стажу или другим параметрам при оформлении страхового полиса.

Такая скидка действительно есть – на ее размер влияет показатель КБМ. Выгоду водитель получает только при одной условии – безаварийная езда.

В случае с КБМ при неограниченной страховке, закон устанавливает, при назначении стоимости полиса учитываются различные факторы.

Кроме безаварийности на показатель коэффициент бонус-малус влияет стаж вождения машины. КБМ был введен для того, чтобы снизить количество аварий на дорогах.

Водители получают своего рода стимул в виде скидки на ОСАГО. Для большинства водителей стоимость полиса является чрезмерно завышенной, и только КБМ делает ее приемлемой.

За каждый год езды без аварий, начисляется 5% скидка об общей стоимости ОСАГО. Если же наоборот, водитель попал в аварию, скидка аннулируется, или уменьшается при продлении. Однако, это происходит только в том случае, если ДТП произошло по вине водителя.

Действующая правовая база

Нормативные, акты, применяемые Росгосстрах и другими страховщиками при оформлении ОСАГО и расчете КБМ:

Закон об ОСАГО № 40Указаны правила использования КБМ и особенности проведения расчетов
Постановление Правительства РФ № 1090Устанавливающий правила дорожного движения
Постановление РСА № 10Утверждены правила начисления КБМ

Водители автомобиля должны знать все нормативные акты, для того, чтобы точно знать, какой КБМ им должен быть начислен.

Класс на начало годового страхования

Каждый год 1 апреля КБМ пересчитывается. Новый страховой класс зависит от истории езды за последние 12 месяцев. Безаварийным водителям дают скидку, к виновникам дорожных инцидентов применяется повышающий коэффициент.

Важно понимать, что досрочное расторжение безубыточного договора (хоть за сутки, хоть за час до истечения) отбирает у водителя накопленную за период скидку. При покупке нового полиса страховщик применит тот же КБМ, что в начале действия досрочно закрытого договора.

При перерыве в страховании свыше 12 месяцев накопленная скидка больше не обнуляется.

Повышающий коэффициент при длительном перерыве также не обнуляется. История страховых событий хранится в РСА.

Какой КБМ у начинающего водителя

0 34919 Для того, чтобы приобрести полис со скидкой, нужно ездить без аварий. Водителей интересует, какой КБМ у начинающего водителя в России в 2021 году, и как в дальнейшем этот показатель будет увеличиваться или…
— Читать далее —

Классы водителя в таблице КБМ

В системе ОСАГО 15 классов (М, 0 и с 1 по 13). Каждому классу соответствует коэффициент, зависящий от числа ДТП по итогам страхового года. 13 класс считается самым высоким (можно достичь за 10 лет безаварийной езды). Самый низкий класс — М, страховки для таких водителей самые дорогие. К класс М легко попасть даже с одним ДТП, в котором водителя признали виновным (все зависит от класса, действующего на момент покупки полиса). Например, водитель с 13 классом за одно ДТП попадает в 7. А водитель 6 класса за единственное ДТП попадет в 4.

Действующий класс указывается в полисе напротив ФИО водителя и в пункте 7, где перечислены все примененные при расчете коэффициенты.

Как определить КБМ, если в ОСАГО вписано несколько человек?

Если в ОСАГО указано несколько автолюбителей, тогда коэффициент бонус-малус рассчитывается по такому правилу: в учет принимают самый большой показатель. Например, у двух водителей накоплена скидка в 40% (их КБМ равен 0,6), а у третьего человека скидка равна 10% (0,9), тогда стоимость ОСАГО рассчитывается по скидке 10%. Если же кто-то из числа застрахованных водителей попадет в аварию и будет признан виновным в случившемся, тогда его коэффициент лишь возрастет. Остальным скидка повышается на 5% в год. В случае, когда полис ОСАГО предполагает допуск к управлению машиной неограниченного числа лиц, тогда в учет принимают скидку, присвоенную владельцу автомобиля.

Как класс ОСАГО влияет на скидку

При первом страховании (полис приобретается впервые) автоматически присваивается 3 класс (с КБМ = 1). Поскольку истории страхования нет, то поощрять или наказывать не за что. В дальнейшем при безаварийной езде КБМ ежегодно снижается на 0,5 единиц, скидка постепенно увеличивается. При признании водителя виновником ДТП применяется повышающий коэффициент. Величина зависит от количества инцидентов за год (учитываются только те, в которых виноват страхователь). Например, владелец полиса попал в 5 ДТП, виноватым признан в двух случаях. Накажут, соответственно, за 2 аварии.

Следует учитывать, что страховой год длится с 1 апреля по 31 марта.

Часто задаваемые вопросы

Для того, чтобы КБМ был понятен водителю, он должен разобраться в некоторых нюансах. Так, очень важно понимать, что делать, если показатель КБМ не соответствует тому, что должно быть в реальности. Еще будет неплохо разобраться, каким образом повышается показатель в РГС и что влияет на его уровень. И естественно, что водители могут задавать вопросы, связанные с тем, какой именно класс является минимальным. Видео: что нужно знать о КБМ

Какие действия предпринять, если данное значение не соответствует действительности

Если при оформлении очередной страховки водитель обнаружил, что при расчетах использовался неправильный класс, то он должен разобраться и восстановить его.

Для начала следует понимать, что есть вполне законные причины изменения. Если у водителя нет аварий по его вине, он не менял удостоверение, не приобретал новый автомобиль или тип страховки, а также не допускал годичного перерыва, то снижение бонуса недопустимо.

В случае обнуление или когда КБМ остался на прежнем уровне, следует для начала обратиться в страховую компанию, предоставив старые полисы с указанным КБМ, справку о безаварийности, а также водительские права и паспорт гражданина. После проверки всех документов страховщики скорее всего вернут КБМ на реальный уровень. Но если поступил отказ или ответа нет в течение месяца, следует писать жалобу в РСА и Центральный Банк России.


Эти инстанции могут помочь и решить ситуацию, если со стороны компании действительно были нарушения и к примеру Ингосстрах восстановление не провел.

Как показатель повышается (меняется)

Класс бонус-малус меняется с каждым годом, в зависимости от того, были у водителя аварии, или он обходился без них.

Для повышения показателя следует не допускать аварий по собственной вине, то есть водить аккуратно и соблюдая правила.

Никак иначе повысить КБМ нельзя, и остается только выполнять предписанные законом инструкции. Снижаться же он может за аварии по вине водителя. К примеру, на вопрос что это значит КБМ 0,95, можно ответить, что человек, пользующийся им, начал со стандартного класса и провел целый год без аварий.

Что влияет на его значение

Как уже говорилось раньше, на класс бонус-малус, который назначается водителю, влияет только аварийность на протяжении года. Стаж, возраст и характеристики автомобиля не имеют абсолютно никакого значения при расчете КБМ, поскольку этот показатель отображает надежность водителя в принципе. Поэтому если водитель не попадал в аварии, то его показатель будет неизменным и будет только повышаться, к примеру за год без аварий 7 класс повысится до 8.

Какая величина считается минимальной

Минимально возможным классом является М, который предполагает, что при расчете цены ОСАГО применяется коэффициент 2,45.

При этом при определенном количестве аварий до класса М может снизиться большое количество людей. Так при одной аварии автоматически снизиться до минимального значения могут владельцы классов 0 и 1, при двух — владельцы 0-3 классов. Три аварии могут снизить до минимального классы 0-8, а четыре и более аварии снижают до М абсолютно любые классы, даже с коэффициентом 0,55.
Как правильно заполнить заявление на восстановление КБМ в РСА узнайте из статьи: заявление на восстановление КБМ. Хотите узнать, как изменить класс КБМ по ОСАГО, читайте здесь. Интересует вопрос, как рассчитывается КБМ, смотрите здесь.

КБМ широко применяется в страховой сфере как средство снижения рисков компаний в отношении неблагонадежных водителе, а также как способ их дисциплинирования. Класс бонус-малус дает водителю как право на скидку по полису, так и может повысить его цену, если речь идет об отрицательном классе. Чтобы повысить его, следует только не допускать аварий, тогда стоимость страховки будет уменьшаться с каждым годом, но при малейшем ДТП может снова возрасти в разы.

Восстановление КБМ

Для восстановления КБМ требуется написать письмо страховщику. Необходимо указать следующую информацию:

  • паспортные данные страхователя;
  • серия и номер прав (действующих и предыдущих);
  • сведения о страховом договоре;
  • суть проблемы.

Заявление можно заполнить от руки или на компьютере, скачав бланк в интернете. Если страховщик не отвечает на обращение, то целесообразно подать жалобу в РСА (срок рассмотрения 3-4 месяца), Прокуратуру и ЦБ РФ.

Мнение эксперта

Иван Страховский

Страховой эксперт

Калькулятор ОСАГО

Результаты рассмотрения могут быть разными. КБМ могут оставить без изменений, могут понизить (скорректируют ошибку) или увеличить. Последнее возможно при неограниченной страховке (другого водителя признали виновником происшествия). КБМ владельца транспорта ухудшится.

Можно ли вернуть КБМ по страховке

Если у вас возникли сомнения по поводу скидки, которая выдала база, то для выяснения обстоятельств необходимо написать заявление в головной офис РСА.

В случае если договор уже заключен без учета скидки, то заявление заполняется, согласно образцу ().

В случае если вы уверены, что ваша скидка не сохранилась в базе РСА, то заявление можно заполнить по образцу ().

В РСА обращаются с жалобами, связанными с вопросами недобросовестного применения скидок.

База АИС РСА

В 2013 г., с 01.01, была введена в действие автоматизированная информационная система, функции которой заключаются в учете коэффициентов по ОСАГО. В АИС РСА содержатся данные обо всех подписанных страховых договорах (с 01.01.2011г), владельцах и собственниках автотранспортных средств, совершенных ими ДТП. При оформлении каждого дог-ра страховая фирма обязана задействовать определенный «Малус-Бонус» именно из единой базы. В том случае, когда в АИС РСА не присутствует искомая информация, то должен применяться «Бонус-Малус» приравнен к 1.

Таблица классов и скидок на страховку за безаварийную езду на машине и безопасное вождение

Обновленная таблица классов включает в себя столбец с процентами скидок либо повышающего коэффициента. Чтобы самостоятельно определить размер скидки, понадобятся текущий класс на время заключения договора и количество аварийных случаев за год.

КлассКБМПодорожание – СкидкаКоличество страховых случаев (страховых выплат), произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО
01234
Класс, который будет присвоен
M2,45145%0MMMM
02,3130%1MMMM
11,5555%2MMMM
21,440%31MMM
31нет41MMM
40,955%521MM
50,910%631MM
60,8515%742MM
70,820%842MM
80,7525%952MM
90,730%10521M
100,6535%11631M
110,640%12631M
120,5545%13631M
130,550%13731M

С федеральным законом об ОСАГО можно ознакомиться в этой статье.

Формулы для расчёта КБМ, как в ней расшифровываются все коэффициенты

Если автовладельцу нужно узнать о том, какой у него КБМ на следующий год страховки, прежде всего надлежит принять во внимание следующие нюансы. Максимум коэффициента «бонус-малус» по закону составляет 0,5, а это относится к тринадцатому классу. Если водитель при поездках обошёлся без аварий, то у него есть возможность приобретения ОСАГО со скидкой в целых 50%. Узнать, были ли ДТП, заметим, совершенно несложно. Все данные о том, случались ли дорожно-транспортные происшествия по вине абсолютно любого водителя, заносятся в автоматизированную систему, которой занимается РСА (Российский союз по автостраховке).

Эта же база помимо вышеназванного содержит и информацию по всем договорам ОСАГО. Представители РСА также подчёркивают, что не вносят сами каких-либо данных — они заносятся напрямую страховыми фирмами, обязанными это делать. При случае, если данных о КБМ водителя в указанной базе по каким-то причинам всё-таки нет, надлежит написать претензию страховщикам, с которыми гражданин до этого оформлял ОСАГО. В наше время фирмы-страховщики применяют следующие термины:

  1. КБМ шофёра — то есть коэффициенты, высчитываемые отдельно для всякого лица, использующего тот или иной автомобиль.
  2. КБМ автовладельца — коэффициент, который определяется непосредственно для обладателя транспорта.
  3. Расчётные КБМ — показатели, необходимые для определения размера премии (они подсчитываются в зависимости от договора ОСАГО).

Класс шофёров и владельцев, заметим, всегда должен просчитываться только единожды за всё время действия годовой страховки. При выплатах по вине застрахованного КБМ делается больше, и увеличивается такой показатель лишь при оформлении нового полиса. Его стоимость определяется по скидке и не зависит от того, продляется ли полис у нынешней компании или клиент решает обратиться к другим страховщикам. Итак, для расчёта цены на ОСАГО с принятием во внимание коэффициента бонус-малус используют такую формулу:

Т = ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КМ х КС х КН х КП

Она расшифровывается так:

  • ТБ — «тариф базовый», то есть базовый тариф на полис, изначальная цена.
  • КТ — «коэффициент территориальный», т. е. величина территориального коэффициента страховки.
  • КВС — «коэффициент стажа водителя», тут всё понятно из самого названия, время и опыт водителя за рулём.
  • КО — «ограничивающий коэффициент». А именно тут речь об ограничении на количество водителей машины.
  • КМ — «коэффициент на мощность», тоже всё понятно.
  • КС — «коэффициент на срок», то есть на тот промежуток времени, который эксплуатировалось транспортное средство.
  • КН — «коэффициент на нарушения», т. е. на количество произошедших нарушений.
  • КП — это значит срок действия договора.

С учётом понимания и вычисления всех показателей выше и определяется итоговая стоимость для всего страхового полиса.

Зачем нужен КБМ?

Все страховые компании при вычислении стоимости страхового полиса ОСАГО в формуле расчета обязательно применяют КБМ. Размер КБМ зависит от ряда факторов, обязательно учитываемых в каждом конкретном случае. Имеет значение, насколько продолжителен стаж вождения клиента, а также насколько безаварийна его езда.

Почему именно так рассчитывается цена полиса? Потому, что компании заинтересованы в страховании аккуратных водителей, которые попадают в ДТП только в исключительных обстоятельствах. Такому водителю компания всегда готова пойти навстречу, и снизить стоимость полиса за счет более лояльного КБМ. Другими словами, КБМ – это скидка по ОСАГО, которую страховая компания делает аккуратному водителю с хорошим стажем.

Заказать обратный звонок

Каждый год безаварийной езды засчитывается в размере 5% скидки от стоимости полиса. А если за год страхования клиент все-таки попал в ДТП, то размер его скидки автоматически аннулируется или уменьшается и уже в следующем году полис ОСАГО обойдется ему существенно дороже. Но скидка аннулируется только тогда, когда именно по вине клиента произошло ДТП. В случае виновности второй стороны или же, когда происшествие не протоколировалось в ГИБДД, скидка за клиентом сохраняется. Так происходит по простой причине: страховая компания своим полисом страхует ответственность автомобилиста, а не все теоретически возможные ситуации, в которые автомобиль может попасть. Когда водитель не несет ответственности за произошедшее ДТП, это не влияет на будущий размер стоимости его полиса ОСАГО.

Как узнать свой КБМ по ОСАГО по базе РСА?

Вы в любой момент можете узнать свой КБМ. Для этого необходимо просто зайти на сайт «Российского союза автостраховщиков» и ввести свои данные. Дело в том, что в России уже существует база данных, куда внесены все обладатели отечественных водительских удостоверений и каждому из них присвоен соответствующий класс. Поэтому для получения КБМ на сайте достаточно просто указать свою фамилию, имя, отчество, дату рождения и номер водительского удостоверения.

После того, как информация обработается, станут доступны все данные, касающиеся страховой истории того, на чье имя сделан запрос. Следует, однако, заметить, что просто узнать свой класс недостаточно для того, чтобы выяснить, сколько именно придется платить за следующий страховой полис ОСАГО. Для этого следует учесть свой текущий КБМ и уровень аварийности.

Как рассчитать КБМ

0 5504 В страховой сфере России существует значение, которое присваивается водителю за безаварийное вождение. Оно называется классом бонус-малус и может использоваться, чтобы снизить риски страховых компаний относительно…
— Читать далее —

С неограниченным ОСАГО

Когда к управлению автотранспортным средством допускается уже неограниченное число водителей, то класс получает только обладатель этого транспорта.

До 2021 года КБМ, в свою очередь, рассчитывается по последнему закончившемуся договору ОСАГО. Однако в 2021 году начали действовать изменения в порядке определения КБМ. Теперь его будут определять для всех — первого апреля каждого года. При это страховая история прерываться не будет, даже если случились перерывы в страховании, как это было раньше. К учету будут приняты все договора которые еще действуют на 01.04.2019 и те, которые закончились не более одного года назад. На основании, собранных данных, каждому участнику системы обязательного страхования определят свой класс КБМ. Все договора ОСАГО, которые захочет оформить клиент, после 01.04.2019 года, будут рассчитаны на основании определенного таким образом значения коэффициента, пересматриваться он будет не раньше первого апреля следующего года. С 2021 года Кбм будет определяться раз в год первого апреля.

Для юридических лиц, КБМ будет един для всей техники, сроки его присвоения такие же, как и для физлиц, а вот значение будет определятся как средне-взвешенная величина из всего количества техники, принадлежащей одной компании.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]