Как изменится КБМ после ДТП (коэффициент бонус-малус) в 2021 году


Главная/ОСАГО/Повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП

Закон обязывает граждан приобретать полис ОСАГО. Без него выехать на дорогу соблюдая ПДД не удастся. Для страховщиков реализация полиса – дополнительный способ заработка. Однако организациям выгодно сотрудничать только с клиентами, не попадающими в аварии. Если ДТП всё же произошло, это отразится на стоимости полиса ОСАГО. Скорректировать цену страховки в зависимости от количества аварий в истории водителя позволяет повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП. В 2021 году его значение может меняться в зависимости от количества страховых случаев.

Что такое КБМ?


КБМ или коэффициент бонус-малус – показатель, который применяют при расчете страховой премии. Выделяют 14 классов аварийности. В зависимости от них лицо может получить скидку или будет вынуждено заплатить больше за покупку полиса ОСАГО. Изначально показатель не оказывает влияние на стоимость страховки. Если лицо в течение года ездило без аварий, ему предоставляется скидка. Она суммируется. Максимальное значение показателя в 2021 году может доходить до 50%. Возможна и обратная ситуация. Если страховая компания понесла убытки по вине гражданина, коэффициент повышается. В результате цена полиса ОСАГО может возрасти практически в 2,5 раза.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.

Страховые коэффициенты при ДТП

Коэффициент ОСАГО устанавливается статьей 9 ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года Об автогражданке. В категорию попадает целый перечень показателей. Они делятся на две основные группы — штрафующие и поощряющие. В первую из них включают показатели, призванные привлечь водителей, пренебрегающих правилами, к ответственности. Они призваны побудить соблюдать ПДД. Во вторую группу включают коэффициенты, которые упрощают покупку страховки для лиц, выполняющих правила движения. Коэффициенты, включенные в категорию, направлены на снижение количества ДТП. В 2021 году действуют 6 основных повышающих коэффициентов:

  1. Кт. Уровень зависит от числа ДТП, происходящих в регионе регистрации водителя. Обычные жители небольших городов платят меньше.
  2. Кн. Зависит от соблюдения условий страхового договора. Если произошло их нарушение, это повлечет за собой увеличение стоимости полиса.
  3. Квс. Зависит от возраста автолюбителя и его опыта вождения. Чем старше гражданин, тем ниже стоимость оформления ОСАГО.
  4. Коэффициент КБМ выделяют отдельно. Он зависит от уровня аварийности водителя.
  5. КН — коэффициент нарушений.
  6. КМ — коэффициент мощности. Зависит от силы двигателя автомобиля.

Как рассчитывается КБМ?

Коэффициент бонус-малус в 2021 году может быть повышающим или понижающим. Он зависит от класса автолюбителя. Проще всего определить значение показателя, руководствуясь таблицей. Изначально КБМ устанавливается на уровне 1. Водителю присваивается класс 3.

Если гражданин не нарушает ПДД и не принимает участие в авариях, каждый год его КБМ повышается. В результате предоставляется скидка в 5%. Классы обозначены в столбце слева. Так, если человек ездил без происшествий 10 лет, ему присвоят 12 класс. Размер скидки отображается в графе Влияние на цену страховки. Безаварийная езда в течение 10 лет позволяет получить скидку в размере 50%.

ДТП повлечет за собой повышение КБМ. Его уровень зависит от числа происшествий, в которых принял участие автолюбитель. Допустим, водителю присвоен класс 1. За период действия страховки произошла 1 авария. Чтобы понять, как оно повлияет на цену, нужно найти свой класс и сопоставить его с графой Число ДТП. В ней стоит буква М. Затем нужно вернуться к графе Присвоенный класс и обнаружить соответствующее обозначение. Получается, что цена возрастет на 145%.

Присвоенный классЗначение показателяВлияние на цену страховкиЧисло ДТП, в которых принял участие водитель в течение срока действия страховки
Ни одного1234 и более
М2,45145%0ММММ
02,3130%1ММММ
11,5555%2ММММ
21,440%31МММ
310%41МММ
40,95-5%521ММ
50,9-10%631ММ
60,85-15%742ММ
70,8-20%842ММ
80,75-25%952ММ
90,7-30%10521М
100,65-35%11631М
110,6-40%12631М
120,55-45%13631М
130,5-50%13731М

Нормативы КБМ в 2021 году

Основным регулятором «автогражданки» является Федеральный закон №40-ФЗ «Об ОСАГО». А правила этой страховки устанавливает Центробанк РФ. Его Указанием за №5000-У от 04.12.18 г. с 01.04.19 г. значение КБМ меняется в следующем порядке:

КБМ

на начало года

Как меняется КБМ от количества ДТП
0 1 2 3 Более 3
2,45 2,3 2,45 2,45 2,45 2,45
2,3 1,55 2,45 2,45 2,45 2,45
1,55 1,4 2,45 2,45 2,45 2,45
1,4 1 1,55 2,45 2,45 2,45
1 0,95 1,55 2,45 2,45 2,45
0,95 0,9 1,4 1,55 2,45 2,45
0,9 0,85 1 1,55 2,45 2,45
0,85 0,8 0,95 1,4 2,45 2,45
0,8 0,75 0,95 1,4 2,45 2,45
0,75 0,7 0,9 1,4 2,45 2,45
0,7 0,65 0,9 1,4 1,55 2,45
0,65 0,6 0,85 1 1,55 2,45
0,6 0,55 0,85 1 1,55 2,45
0,55 0,5 0,85 1 1,55 2,45
0,5 0,5 0,8 1 1,55 2,45

Когда изменяется коэффициент ОСАГО?

Коэффициент КБМ может возрастать, снижаться или сохраняться на прежнем уровне. Его применение регламентирует Приложение №6 к Указанию ЦБ РФ №5000-У от 4 декабря 2021 года. Если гражданин не попадает в аварии, показатель начинает уменьшаться. Это приводит к снижению стоимости страховки. Аварии влекут за собой возрастание показателя КБМ. В результате цена ОСАГО вырастет. Однако бывают случаи, когда коэффициент сохраняется на прежнем уровне. Подобное возможно, если был получен максимальный уровень скидки. Авария не отразится на значении показателя КБМ в следующих ситуациях:

  • страховка ОСАГО была приобретена на автомобиль транзитного типа;
  • полис ОСАГО оформлен на прицеп;
  • гражданин не виноват в происшествии.

К сведению
Вышеуказанные правила не применяются в отношении иностранцев. Если случай не попадает под вышеуказанный перечень, корректировка значения коэффициента ОСАГО после ДТП происходит стандартным образом.

Повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП

Изначально водителю присваивается третий класс. Он позволяет в 2021 году приобрести полис ОСАГО по стандартной цене. Если удалось проездить в течение года без аварий, происходит повышение уровня класса. Это позволяет рассчитывать на скидку. Процедура выполняется в момент продления страховки. Максимальный уровень скидки доступен лицам, достигшим класс 13 уровня. Чтобы получить его, необходимо продлевать ОСАГО в течение 10 лет и не попадать в аварии.

ВАЖНО

Каждый год без ДТП позволяет рассчитывать на скидку в 5%. Если в течение 10 лет водитель не стал участником происшествия, страховка будет дешевле на 50%. Однако если возникло хотя бы одно ДТП, КБМ сразу же становится меньше. В результате цена возрастет. Класс могут понизить на 2-7 значений. Всё зависит от количества страховых случаев в течение отчетного периода. Чем чаще попадают в аварии, тем меньше уровень доверия со стороны страховщика.

Когда класс езды снижается ниже третьего уровня, применяются штрафы. Это отражается на тарифе. Стоимость страховки может возрасти практически в 2,5 раза. Класс не может быть ниже уровня М. Если гражданин надеется вернуться к стандартному тарифу, он должен минимум в течение 4 лет проездить без дорожно-транспортных происшествий.

Восстановление КБМ после ДТП

При наступлении ДТП есть риск потерять не только часть накопленных бонусов, но и полностью лишиться этого повышающего коэффициента. Если происшествие произошло не по вине водителя, он не потеряет КБМ.

В случае участия в дорожно-транспортном происшествии в результате несоблюдения правил дорожного движения, невнимательном вождении, пребывании за рулем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения КБМ будет утрачен. Кроме того, страховка после таких случаев будет стоить значительно дороже.

Единственный способ восстановить коэффициент – водить машину без аварий на протяжении длительного времени.

Восстановить КБМ можно путем обращения в страховую компанию, российский союз автостраховщиков или Центробанк. Занимаются восстановлением КБМ также частные онлайн-компании и брокеры.

Как повышается коэффициент ОСАГО после ДТП?

Значение показателя зависит от количества происшествий, с которыми лицо столкнулось в течение срока действия страхового полиса. Каждая ситуация рассматривается в индивидуальном порядке. Решение по повышению значения показателей принимает комиссия страховой компании. Она действует в рамках норм Гражданского кодекса РФ, ФЗ №40 об ОСАГО, а также ФЗ №4015-1 Об организации страхового дела в РФ. Если нормы не соблюдаются, у гражданина присутствует право обратиться в суд и требовать возмещения ущерба. Однако предстоит подтвердить этот факт.

Особенно жестко контролируют новичков. Если гражданин принял участие в одном происшествии, ему будет присвоен первый класс. Коэффициент КБМ опустится на уровень ниже среднего. Цена страховки возрастет на 55%. Если водитель стал участником двух и более ДТП, ему присваивается класс М. Коэффициент возрастает до 2,45. Покупая полис в следующий раз, гражданин обязан заплатить на 145% больше, чем в стандартном случае.

Если лицо длительное время использует услуги одного страховщика, контроль менее жесткий. Обычно показатель отражается на скидке за один год безупречного вождения. Если лицо 10 лет ездило без ДТП, но в течение страхового периода оказалось в аварии трижды, ему будет присвоен стандартный уровень. Нужно учитывать, что на значении показателя отражается количество аварий, которые были допущены в течение всего периода действия страхового полиса, а не только происшествия за один год.

Как меняется КБМ после ДТП

КБМ меняется в результате ДТП только для виновника аварии. Рассмотрим подробнее, как именно происходит рост этого коэффициента.

У водителей, имеющих самые низкие показатели КБМ, за единичную аварию, в которой они виноваты, коэффициент меняется на одну ступень. И наоборот, для самых высоких значений КБМ в случае, если водитель виновен в ДТП, этот показатель может взлететь на 5–6 пунктов. Неизменным «бонус-малус» становится на минимальном пороге. Здесь даже отсутствие ДТП не делает коэффициент ниже 0,5%.

Чем в большем количестве страховых случаев виноват автомобилист, тем хуже для его страховой истории и для КБМ. Став виновником более чем трех ДТП, страхователь повысит свой КБМ до максимального — 2,45. То есть будет вынужден покупать полис ОСАГО по цене, которая почти в два с половиной раза дороже номинала.

Повышенный после ДТП «бонус-малус» сохраняется в течение одного страхового периода. При безаварийной езде он ежегодно будет уменьшаться и может вновь дойти до самого низкого значения в 0,5.

Как «уберечь» КБМ после аварии

Существующая форма «автогражданки без ограничений» может помочь и незадачливому водителю. При такой страховке КБМ всегда равен 1 и не меняется, даже если автолюбитель виноват в четырех ДТП в одном году. Но тут есть одно «но»! Стоимость такого договора намного выше. Так что, нужно просчитать, что рациональнее оплачивать: высокий коэффициент или дорогую страховку.

Также можно в следующем году не указывать водителя, допустившего ДТП, в списке допущенных к управлению ТС. Для исчисления стоимости полиса учитывается количество дорожных происшествий только у внесенных в страховку водителей.

Сколько действует повышенный коэффициент ОСАГО после ДТП?

Внимание
На сроке действия повышающего коэффициента ОСАГО после ДТП отражается принцип заключения договора. Обычно страховка предоставляется на один год. Срок действия коэффициента будет идентичен этому периоду. Когда он завершится, произойдет изменение показателя. Он может повыситься или уменьшиться.

Норма соблюдается не всегда. Многое зависит от страховщика. Нередко организации используют неопытность владельцев. Желая и дальше заставить гражданина платить большую сумму, в документации намеренно не указывают срок действия КБМ. Известны ситуации, когда показатель завышали случайно.

Эксперты советуют самостоятельно вести учет. Для этого нужно выяснить, когда произошло оформление полиса, и сколько он будет действовать. Дополнительно необходима информация о дате заключения договора.

Повышающий КБМ ОСАГО после ДТП, если не виноват

Вопросы вызывают ситуации, когда хозяин автомобиля не находился за рулем, или авария возникла не по его вине. В последнем случае изменения КБМ не происходит. Однако потребуется доказать, что виновником происшествия стал другой человек. Обычно страховые организации отказываются возмещать ущерб, если присутствуют неоспоримые доказательства вины автовладельца. Чтобы отстоять свои права, необходимо получить заключение от правоохранительных органов. Доказательством выступает и запись с видеорегистратора. Поэтому эксперты советуют устанавливать оборудование даже на старые автомобили, комплектация которых не предусматривает подобного.

В страховку может быть вписано сразу несколько водителей. В этой ситуации повышение КБМ произойдет только у лица, которое в момент происшествия находилось за рулём. Норма действует, если вину гражданина докажут. Закон не позволяет увеличивать значение показателя, если представитель ГИБДД не подтвердил, что действия водителя повлекли за собой факт возникновения происшествия. Если лицо оказалось в аварии не по своей вине, инцидент в истории по вождению не отражается. Считается, что она по-прежнему остаётся безаварийной.

Что такое обоюдная вина?

Как правило, в аварии фиксируется один виновник, действия которого, или нарушения правил дорожного движения повлекли за собой происшествие. Иногда бывают случаи, в которых совершаются нарушения правил со стороны обоих водителей, тогда регистрируется вина обоих участников и повреждение обоих транспортных средств. Двойное нарушение фиксируется сотрудниками госинспекции в личном протоколе, для каждого участника аварии.

Обязательно вносятся такие пункты:
  • какое правило нарушил водитель,
  • наказание, предусмотренное за такое нарушение по законодательству.

Как обойти повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП?

Не все водители готовы вносить дополнительные денежные средства за страховку. Поэтому предпринимаются попытки, позволяющие избежать возрастания коэффициента бонус-малус после ДТП. Ранее помогали следующие способы:

  • переход в другую страховую организацию;
  • сокрытие данных о происшествии в момент изменения страховщика;
  • покупка полиса ОСАГО на другое лицо.

Обычно применялся последний способ. Хитрость работала, если полис был оформлен сразу на нескольких граждан. Повышение показателя после ДТП происходило лишь у лица, которое находилось за рулем в момент аварии. При этом если полис оформляется сразу на несколько лиц, устанавливалась максимальная стоимость в зависимости от данных водителей. Чтобы избежать возрастания цены страховки, лица не вписывали проблемного водителя в полис ОСАГО. В этой ситуации изменение коэффициента не происходило. Такой метод наиболее подходил семейным парам.

Однако в связи с созданием единой базы РСА, большинство вышеуказанных методов не работает. В 2021 году самый надежный способ избежать повышающего коэффициент ОСАГО КБМ после ДТП – не участвовать в ДТП. Страховщики и уполномоченные органы контролируют изменение показателя. Махинации отслеживаются. Ряд автолюбителей утверждает, что им удалось сбросить значение показателя. Действие получилось выполнить, не производя продления полиса в течение года. Однако подобные ситуации являются случайностью. Информация о происшествии вносится в общую базу в течение 15 суток с момента аварии. В последующем достаточно указать номер удостоверения гражданина, чтобы найти данные.

К сведению

Если лицо хочет избежать повышения КБМ после ДТП, можно попытаться договориться о личном возмещении ущерба. При этом обращение к страховщику не происходит, и представителей ГИБДД не вызывают. Метод считается рискованным. Не каждый водитель согласится пойти навстречу виновнику происшествия. Если авария произошла по вине иного лица, нужно понимать, что устный договор не дает гарантии предоставления денежных средств. Метод рекомендуется использовать, если размер выплаты по страховке будет меньше, чем количество денежных средств, которые придется предоставить за последующее продление полиса.

Умышленные попытки избежать увеличения КБМ после ДТП наказуемы. Если лицо поступит подобным образом, в 2021 году его могут привлечь к административной ответственности. В ряде случаев применяется уголовное наказание.

Как изменится КБМ после ДТП

Ни одна организация, работающая на рынке автострахования, не захочет иметь дело с неаккуратным ездоком, который то и дело подвергает опасности себя и других участников дорожного движения. Поэтому за каждую аварию страховщики наказывают таких автолюбителей рублём, рассчитывая сумму страховой премии с учётом повышенного бонус-малус.

Если виноват, как поменяется КБМ

Когда водитель становится виновником ДТП, его страховая компания выплачивает пострадавшему лицу компенсацию. Следовательно, она терпит убытки, а это для неё невыгодно. Чтобы как-то компенсировать страховую выплату по аварии, страховщик снижает класс автолюбителя в следующем страховом периоде. КБМ после ДТП увеличивается, и стоимость полиса после происшествия, соответственно, растёт.

Полезно знать! Большое количество аварий негативно отражается на водительской репутации водителя. Более 3-4 аварий в год понизят его класс до самого низкого – класса М. Не каждый страховщик захочет связываться с автомобилистом, имеющим негативную страховую историю.

Если не виноват

Если ДТП произошло по вине другого автомобилиста, то потерпевший:

  • получает компенсацию от страховой компании виновника;
  • не теряет положительную страховую историю – его водительский класс не понижается и КБМ не растёт.

А вот виновнику придётся восстанавливать повреждённый автомобиль за свой счёт и заплатить большую сумму за страховку в следующем периоде, так как его класс и бонус-малус изменяются.

Если виноват не хозяин ТС, а водитель

Что делать, если ошибочно повысили коэффициент ОСАГО?

Если гражданин переходит в другую страховую компанию, КБМ должен сохраниться на прежнем уровне. Однако страховщик может воспользоваться неопытностью водителя и присвоить ему стартовую третью категорию. Основным аргументом выступает отсутствие информации о гражданине в базе РСА. Если лицо знает, что оно имеет право на скидку, допустимо выполнение следующих действий:

  • личный запрос информации в базе РСА;
  • визит к предыдущему страховщику и получение справки о сотрудничестве;
  • получение информации в Союзе страховщиков.

Нюансы

Закон не позволяет страховщикам самостоятельно изменять КБМ. Если подобное произошло, и действия организации не обоснованы, можно направить жалобу. Она подается в правоохранительные органы. Однако нужно понимать, когда действия организации правомерные. В этой ситуации добиться изменения повышающего коэффициента не удастся. Закон позволяет организации увеличить цену ОСАГО, если:

  • гражданин скрылся с места происшествия;
  • раннее лицо пренебрегало правилами и ездило без страховки;
  • были предоставлены ложные данные об особенностях ДТП;
  • в момент аварии лицо находилось под действием алкоголя или наркотических веществ;
  • авария была допущена умышленно.

Если доказано, что гражданин не является виновником происшествия, КБМ остаётся на прежнем уровне. В случае продления полиса на следующий год, должна быть предоставлена скидка.

ВопросОтвет
Когда меняется повышающий коэффициент ОСАГО в 2021 году?При продлении страховки.
Повысится ли КБМ, если водитель не виновен в происшествии?Нет, показатель сохранится на прежнем уровне.
Как избежать повышения КБМ?Соблюдать ПДД и стараться не попадать в аварии.
Что делать, если коэффициент ОСАГО повысили ошибочно?Обратиться в предыдущую компанию и получить справку или самостоятельно проверить базу РСА. Затем данные предоставляются новому страховщику. Если он отказывается менять коэффициент, можно инициировать судебное разбирательство. Альтернативой выступает направление жалобы в уполномоченный орган.

КомментарииПоказаны 0 из 0

Как влияет на КБМ дорожно-транспортное происшествие?

Понимая основные положения о КБМ, для многих становится интересно, по какому принципу меняется этот коэффициент в случае ДТП?

Для удобства существует хорошая таблица, благодаря которой можно приблизительно видеть, какой коэффициент будет учитываться при оформлении следующей страховки, которая будет оформляться на следующий год.

Класс/кбмНадбавка/СкидкаКоличество страховых выплат
01234
М1450ММММ
01301ММММ
1552ММММ
24031МММ
3041МММ
4— 5521ММ
5— 10631ММ
6— 15742ММ
7— 20842ММ
8— 25952ММ
9— 3010521М
10— 3511631М
11— 4012631М
12— 4513631М
13— 5013731М

Исходя из этой таблицы, мы видим, что, если ДТП произошло на третий год, и была только одна выплата, скидка аннулируется, а в случае ответственности страхователя, компании придется дважды делать выплату, а цена на следующий полис увеличится на 55%.

Такая памятка должна храниться у каждого автолюбителя, который хочет сэкономить на страховом полисе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: